Успешная цифровая трансформация требует комплексного подхода: интервью с Еленой Романовой

Эпоха перемен затронула практически все компании: от малого до крупного бизнеса. Фактором выживаемости предприятия стало его умение адаптироваться под условия внешней среды, способность быстро перестраиваться. Компаниям приходится постоянно обновлять не только технологии, но и компетенции сотрудников. О том, как работать с человеческим капиталом в эпоху цифровизации, мы поговорили с генеральным директором Академии Ростеха Еленой Романовой.
Успешная цифровая трансформация требует комплексного подхода: интервью с Еленой Романовой
Елена Романова, генеральный директор Академии Ростеха

Какие советы, касающиеся обучения персонала, вы могли бы дать предприятиям, которые только встали на путь цифровизации?

Я бы рекомендовала смотреть на цифровую трансформацию комплексно. Такая трансформация должна включать три основных блока: стратегия и целеполагание, перестройка бизнес-процессов и обучение.

Прежде всего нужно определить, какие задачи вы хотите решить с помощью трансформации и в какой срок, какую пользу стремитесь получить и как ее измерять. Эту программу нужно обсудить и принять всем сотрудникам как общий план действий, который совместно будет реализован на предприятии.

Вторая важная составляющая комплексного подхода — это определение того, какие бизнес-процессы будут затронуты или полностью поменяются в связи с трансформацией. Не все компании учитывают, что со сменой технологии нужно перестраивать многие процессы, и не достигают желаемых результатов.

И третья часть — это развитие компетенций, необходимых для успешной трансформации. Программа обучения — лишь один из кусочков пазла в большом процессе трансформации. Если мы ее не стыкуем с целями и бизнес-процессами, то время и деньги могут быть потрачены впустую.

Для многих работодателей статья расходов на образование сотрудников не является приоритетной, но при этом в большинстве компаний сейчас происходят процессы цифровой трансформации, а следовательно, требуются новые компетенции и знания у персонала. Как вы думаете, чем вызвано такое противоречие?

Действительно, сейчас многие предприятия проходят через цифровую трансформацию, но некоторые из них столкнулись с этими процессами впервые. Для них сложно определить, кому и какие компетенции нужны и как этим компетенциям обучать. Для этого работодатели стремятся найти на рынке уже готовых специалистов с набором нужных цифровых навыков, чтобы те возглавили изменения и сформировали новые требования к сотрудникам. После того как компании поймут, чему конкретно надо обучать, каких компетенций требует ситуация, объемы обучения своих собственных сотрудников возрастут.

Какие ошибки компании допускают в процессе цифровой трансформации в части работы с персоналом?

Повторюсь, первая и основная ошибка — это отсутствие комплексного подхода. Многие фокусируются на обновлении технической составляющей и забывают о трансформации бизнес-процессов и обучении персонала. Важно понимать, что только комплексный подход принесет долгосрочные результаты.

Говоря о работе с персоналом, отдельно отмечу значимость продуманной коммуникации с сотрудниками. Это естественно, что не все члены команды быстро принимают изменения и адаптируются к ним. Снизить сопротивление персонала поможет коммуникация: нужно рассказывать сотрудникам об изменениях, о том, какую пользу они принесут самим сотрудникам, предприятию, клиентам и партнерам. Централизованная коммуникация нужна еще и для того, чтобы все подразделения компании четко понимали стратегию и следовали ей. Нередко бывает, что бизнес-подразделения и технический отдел говорят на разных языках, видят одни и те же задачи по-своему и двигаются в разных направлениях.

На что еще стоит обращать внимание при составлении плана обучения?

Нужно четко понимать, каких результатов вы хотите достичь с помощью обучения. Не стоит учить ради процесса. Диагностика сможет значительно сэкономить время сотрудников и ресурсы предприятия. С помощью тестирования вы определите, что у вашего персонала, например, отлично развиты навыки коммуникации, но при этом они не умеют системно мыслить и принимать решения. Учитывая эти особенности, вы сможете подобрать актуальную программу обучения.

При планировании также нужно учитывать особенности целевой аудитории. Для руководителей, принимающих решения, и специалистов, использующих эти решения, необходимы разные программы развития, так как перед ними стоят непохожие профессиональные задачи, к тому же они обладают разными компетенциями.

Расскажите про опыт Ростеха в вопросе цифровизации. С какими трудностями сталкиваются предприятия?

Стратегия развития Ростеха до 2025 года предусматривает существенный рост доли цифровых решений в продуктовой линейке корпорации, что требует наличия определенных цифровых компетенций у всех сотрудников корпорации: как у разработчиков новых цифровых продуктов, так и у сотрудников, которые пользуются и внедряют эти цифровые решения.

Чтобы разработать программы обучения, которые будут актуальны и полезны в процессе цифровой трансформации, мы провели опрос цифровых директоров предприятий Ростеха. В ходе анализа результатов стало понятно, что у персонала имеется недостаток знаний и навыков для необходимых работ, отмечается наличие сопротивления изменениям, а также низкий уровень вовлеченности в процессы цифровой трансформации. Это три основных момента, которые вызывают затруднения.

Мы, как Академия, в первую очередь, конечно, стремимся решить проблему недостатка компетенций у персонала. Нами был разработан так называемый цифровой профиль, с его помощью компании могут оценить диджитал-потенциал сотрудников. Также мы сейчас запускаем совместный с группой компаний «Цифра» практикум «Цифровое производство» для руководителей и инженеров предприятий госкорпорации «Ростех». Его цель — развитие современных технологий на предприятиях и рост квалификации технического менеджмента госкорпорации.

При этом наши программы по развитию управленческих навыков пользуются большим спросом и помогают руководителям научиться выстраивать грамотную коммуникацию с персоналом и управлять проектами, в том числе связанными с цифровой трансформацией бизнеса.